Терапевтическая рекреация: что я узнала за 7 дней реабилитационной смены с подростками

Можете сейчас подумать и вспомнить лучшие моменты своей жизни периода, например, средней школы или даже детского сада? И я  тут имею в виду не сам процесс обучения, хотя и он важен, а теплые воспоминания о ваших друзьях и школьные концерты, творческие кружки и хобби, спортивные соревнования и победы, первые конфликты и примирения, как общались с друзьями, шутили и огорчались, чему учились и что узнавали о себе? Вспоминаете? Чудесное было время! И мало кто станет отрицать важность этого этапа детства для формирования личности взрослого человека.  А теперь представьте, что у некоторых детей коварная болезнь и очень долгий процесс выздоровления украли несколько лет этой насыщенной детской жизни. Можете представить? Победив болезнь, они возвращаются к обычной жизни, и кажется, ну вот же оно, живи и радуйся, все позади. Но сделать это, оказывается, не всегда просто.

***

Последнюю неделю марта я в качестве волонтера участвовала в реабилитационной смене благотворительного фонда «Потерь нет!» для детей, которые прошли через лечение онкологических заболеваний. В течение семи дней программы реабилитации проходят творческие мастер-классы, спортивные занятия, активные игры и художественные представления. И все-все задачи подчинены одной терапевтической цели: помочь обрести уверенность в себе, улучшить навыки общения и взаимодействия со сверстниками.

Несмотря на то, что с фондом я знакома давно, участие в таком проекте было для меня новым и волнительным опытом. Даже после посещения всех обучающих семинаров, приняв совершенно взвешенное решение об участии, я очень-очень волновалась и переживала. Очень четко помню свои ощущения перед началом смены, войдя в первый раз в основной зал на площадке проведения программы, в голове проносился миллион разных мыслей! Волнение от скорого приезда ребят и от того, что не до конца понимаешь, что именно тебя ждет, с каким настроением приедут дети, как отреагируют на занятия, которые мы подготовили. Но вместе с этим было еще удивительное теплое чувство, ведь  мне дали возможность стать частью команды с такой важной и ответственной миссией – помочь снова обрести этим детям вдохновение, радость и уверенность в себе.

Многие спрашивают, почему я решила стать волонтером в таком проекте? Долго ли я думала, прежде чем поехать? Несмотря на то, что я вынашивала это решение несколько месяцев и пожила с ним немного, в начале смены все равно мне казалось, что я совсем к этому не готова. Хотя для себя я решила обязательно стать частью этого проекта ровно в тот день, когда впервые о нем услышала. Когда узнала о проблеме адаптации детей после тяжелых болезней, поняла ценность существования такой программы у нас в регионе и узнала, какие вдохновляющие истории рождаются на этих сменах. Как и обычно в волонтерстве, если ты искренне понимаешь важность, и помочь – в твоих силах, сложно оставаться в стороне.

Как все началось. И почему?

Лето 2016 года. В очень странном кафе на ВДНХ, в самый странный период моей жизни, мы встретились  с координатором проекта, чтобы она немного рассказала мне реабилитации и о том, как проходит программа. Меня попросили написать небольшой текст для сайта фонда, и к своей задаче я отнеслась очень четко, послушала, задала несколько вопросов, все записала, в тот момент особо не рефлексируя. Но после этой встречи мысленно я все время возвращалась к тем историям, которые услышала, следила все лето за новостями проекта и его реализацией.

Мне казалось, что я прикоснулась к чему-то очень важному и совсем неочевидному на первый взгляд, что выздоровление – это только верхушка айсберга, и вот я узнала, что вообще происходит с семьей ребенка, который проходит лечение, что происходит с ним самим. Открылось  совершено новое осознание последствий болезни и того, какая помощь может быть нужна. Ведь что мы знаем о детской онкологии  и благотворительности? Чаще всего в поле нашего зрения  попадают сборы на дорогостоящее лечение или препараты. А что происходит потом? Что происходит в семье во время и после лечения? Я не знала об этом совершенно ничего до прошлого лета. Благодаря достижениям современной медицины 80% детей излечиваются полностью, но пережив такой сложный период, не всем просто вернуться к прежней жизни. После длительного и тяжелого лечения в отделении, наступает период, когда ребенок находится на выздоровлении дома, еще долго не имея возможности посещать общественные места, мероприятия, заниматься спортом. Многие дети учатся на домашнем обучении и не посещают школу. А еще иногда так случается, что последствия болезни отражаются на внешности ребенка или проявляются в физиологических особенностях.  У многих детей формируется очень сильная эмоциональная связь с родителями, которые, стараются максимально окружить их заботой и опекой. Вообще это очень сильно влияет на семью в целом, ведь порой у мам совсем не остается времени на себя и остальных членов семьи, а чрезмерная опека ребенка превращается в привычку. Выпав надолго из привычной среды, особенно в подростковом возрасте, адаптироваться бывает совсем сложно. Именно эту задачу и решает реабилитационная программа, каждый мастер-класс, каждое занятие которой направлено на предоставление ребенку выбора, раскрытия его потенциала, возможности стать более самостоятельными и уверенными в своих собственных силах.

Кто эти люди?

Основная задача волонтера  –  поддержка ребенка на смене, обеспечение его безопасности, вовлечение в те, активности, которые включены в программу. Многие дети бывают замкнуты и совсем закрыты. Здесь важно работать с каждым ребенком индивидуально, учитывая все его особенности. Именно этому нас учили на предпрограммных тренингах: как именно проходит процесс вовлечения, что нужно говорить, как общаться с ребенком. В процессе обучения и до самого начала смены (да что там скрывать, еще и первые пару дней во время программы) у меня  возникало много вопросов, страшно было в чем- то ошибиться при работе с ребенком, не суметь помочь. В таких случаях всегда приходила на помощь команда волонтеров, на которую можно было положиться в любой ситуации.

Как можно создать такую безопасную терапевтическую среду на 7 дней? Только в команде с крутыми и опытными людьми. И люди – это всегда открытия. Каждый раз я задумываюсь, сколько времени нужно команде незнакомых людей, чтобы сработаться, научиться взаимодействовать друг с другом и достичь поставленных целей? И с каждым новым проектом, ответ на этот вопрос меня удивляет все больше. Верные люди в верном месте приходят к необыкновенным результатам!

Наша команда состояла из 11 волонтеров, все молодые, яркие, жизнерадостные, талантливые ребята с огромным сердцем. Среди нас были и студенты, и работающие люди, и художники, и музыканты, и поэты, —  в общем люди с удивительными историями и самыми разными увлечениями и сферой деятельности.  Поделиться своими знаниями к нам приехали опытные волонтеры из Москвы и Санкт-Петербурга. Понимаете? Взрослые люди оставили свои дела, текущие проекты и приехали в Уфу, чтобы помочь в реализации смены, поделиться опытом, чтобы эта программа жила и развивалась в нашем регионе. Осознание даже только этого просто факта, заставляет меня ценить тот опыт, который я получила в программе гораздо сильнее.

В нашей программе участвовали дети от 7 до 13 лет. Вместе с командой волонтеров мы сопровождали свои группы в течения дня на всех мастер-классах, занятиях, следили за их безопасностью, общим состоянием и комфортом, занимались их адаптацией и вовлечением в активности терапевтической рекреации.

Наблюдали и вместе радовались, как к концу смены  они раскрывались, больше общались друг с другом, фантазировали и реализовывали свои идеи, придумывали выступления для итогового концерта, без стеснения выходили на сцену, пели, играли, стреляли из луков, шутили и искренне смеялись. После смены родители делятся своими наблюдениями о том, как изменились ребята за неделю, в каком настроении они возвращаются домой – и это, наверное, самый трогательный и теплый момент, ощущения, которые не передать словами.

Открытия и вдохновения

Мое главное вдохновение, которое откликается после смены –  от наблюдения за тем, как ребята преодолевали свои маленькие и большие страхи каждый день, выходили из зоны своего комфорта, достигали своих целей. Не всегда это просто, ведь это требует порой недетского мужества и настроя, работы ребенка и волонтера, но именно отсюда рождаются победы и открытия, которые невозможно игнорировать. Вдохновившись такими примерами ребят, очень сложно не поменять свое отношение к жизни и трудностям, с которыми ты сталкиваешься каждый день. Их пример вдохновляет быть смелее, любознательнее и энергичнее!

Выходов из зоны комфорта было и у меня достаточно! Помимо страха ошибиться в работе с ребенком, и иногда сложностей от недостатка опыта, самым ярким, наверное, было проведение мастер-класс для детей по витражной росписи. Я умею рисовать, но быть педагогом – это совсем другое. Ох, как я волновалась! Переживала, понятно ли я объясняю технику, интересно ли ребятам  и, самое главное, смогу ли я помочь каждому реализовать то, что они задумали на этом занятии. Мне еще много тренироваться, но я думаю, что все получилось неплохо, ребята увезли с собой на память стеклянные тарелки, расписанные ими собственноручно. И это только один из нескольких сувениров, которые они сделали своими собственными руками на мастерских.

Было, конечно,  и  несколько  моментов совершенной растерянности от различных ситуаций. Тогда я училась и ловила каждое слово более опытных волонтеров, за что я им безмерно благодарна! Тема взаимодействия с детьми в этой реабилитационной программе очень глубокая, интересная и там еще столькому предстоит научиться!

В очередной раз я вспомнила, как круто выходить из зоны комфорта и челленджить себя. Это одна из тех вещей, которую очень легко потерять в ежедневной рутине, но напомнив себе об этих ощущениях, всегда хочется перенести такое отношение к жизни на свои будни.

Как же классно, когда ты переключаешься и общаешься с разными людьми, знакомишься с их историями, вдохновляешься на что-то новое или иногда просто вспоминаешь о том, что еще ты хочешь попробовать сам сделать. Обычно для достижения такого состояния в голове я выбираю уехать куда-нибудь за тысячи километров географически, но в этот раз этого делать не пришлось, я была прямо здесь, совсем рядом.

QiljKQ9PgQo

Организация такой смены – дело не простое и очень важное, далеко не во всех регионах проводят подобные программы. Я очень рада, что Фонд «Потерь нет!» ее развивает, сотрудники учатся и перенимают опыт,  благодарна, что я стала ее частью.

Если вы так же верите, как и я, в важность того, что происходит на этих сменах, то помочь развитию программы может каждый. Узнать о том, как стать волонтером на одной из следующих смен или как еще поддержать проект, можно на странице фонда poter-net.ru или в социальных сетях: vk.com/poter_net

Фото: Валерия Нургалиева

IMG_3670

Добавить комментарий

