Почему люди помогают где-то там, а не здесь?

Последние несколько дней меня никак не оставляет в покое реакция людей на новости об успехах удивительной девушки Виктории, врача-инфекциониста, которая собрала первую часть необходимой суммы для ее проекта по строительству клиники в Гватемале. За ее путешествиями слежу в блоге Вики не первый год и по-доброму завидую ее упорству и целеустремленности. Безумно круто, на мой взгляд, что она нашла такую информационную поддержку, что у нее сформировался целый проект, он развивается и люди об этом знают. Но обратная связь от некоторых меня искренне печалит.

Одно из самых популярных мнений в комментариях к многочисленным заметкам и интервью в интернете —  возмущение, что видимо «у нас» своих проблем мало и лучше бы она занялась восстановлением сельских клиник. Не могу сказать, что  реакция для меня неожиданна. 5 лет назад, после трехмесячной поездки в Кению, я наслушалась сама очень много точек зрения на то, как и кому нужно помогать. Видимо поэтому пройти спокойно и молча мимо мне сложно. У меня в то время были свои идеи, что можно сделать для людей, которые живут не так, как мы и нуждаются в помощи, но в отличие от Виктории, до их реализации я не дошла. Поначалу меня безумно расстраивали такие вот комментарии и факт того, что очень большое число людей, в том числе моих знакомых и друзей, реально так рассуждают. Я не хочу никого осуждать или учить жизни и разбирать конкретно этот проект, скорее надеюсь, просто предложить этим людям подумать над категоричностью своих высказываний. Почему люди решают помогать где-то там, а не здесь?

Я почти абсолютно уверенна, что люди, которые оставляют эти комментарии делают это не со зла, а просто никогда, либо не сталкивались с проблемами, которые бы их реально поразили до глубины души и помощь в решении которых лежала бы в зоне их компетенции: что ты в этот момент испытываешь, вряд ли можно объяснить, это можно чувствовать, и это чувство не дает покоя, либо, наверное, никогда просто не занимались волонтерством. Люди, кажется, забывают, что речь идет о безвозмездно оказываемой помощи, содействии. Те, кто хоть раз делал что-то подобное в жизни никогда не станут осуждать других людей за то, куда они хотят вкладывать свою энергию, какая история их вдохновила. Из моего опыта общения с людьми, которые занимаются такими проектами, не только в России, но и в других странах мира, выросших и воспитанных в совершенно разных условиях, я сделала вывод, что как правило этими  людьми движет именно личный опыт, история, ощущения, которые ты испытал и не смог пройти мимо. И очень тяжело в этот момент сделать рейтинг кому еще нужна помощь, где она может быть нужнее (а такое понятие вообще поддается градации?).  Ты не в силах помочь всем и решать проблемы всего человечества, на это не способны даже созданные специально международные организации. Но ты можешь сделать то, что считаешь важным в данный момент и то, что реально можешь сделать и чувствуешь, что у тебя хватит сил пройти весь путь со всеми сложностями, потому что ты это видел, пережил, ты веришь, что это нужно.

Откуда такие силы берутся? Чтобы заниматься серьезно и длительно такими проектами, нужно упорство, целеустремленность и понимание сути проблемы, которую ты хочешь решить. И единственное, что будет вдохновлять тебя делать что-то большее, развивать свой проект дальше — это изменения и результаты, понимание, что ты выбрал верный путь, связь которую ты чувствуешь со своей задачей. Разве можно осуждать человека, что такую энергию для дальнейшей работы и движения ему дает именно эта проблема в этом конкретном месте, а не какая-то другая?  Если вы считаете, что существует более насущная задача где-то рядом с вами, задайте себе самый банальный вопрос на свете, что мешает вам решить ее? Если мы не готовы взяться за это сами, почему мы с такой готовностью кидаемся осуждать других людей за то, куда они инвестируют свое время, деньги и энергию?

Когда люди говорят, что нужно помогать здесь, у нас, рядом, что именно они имеют в виду? В своем городе? Регионе? А если я уеду на Камчатку, это будет у нас или уже нет и тоже, слишком далеко? Мы все живем в одном мире и делить его таким образом и ограничивать полезную деятельность других людей условными границами, значит заведомо делать этот мир грубее и злее. Зачем?

Если я в будущем найду в себе такие силы и ресурсы сделать что-то полезное, реализовав идею, в которую я верю, то одной из первых в списке будет поддержка школы в Кении. И не потому что нет других школ во всем мире, которым нужна помощь, а потому, что у меня есть своя личная история, связанная с этим учреждением, потому что, даже спустя 5 лет, я помню лица школьниц, которые делились, кем они хотят стать в будущем и как сложно не идти работать в 13 лет, а найти средства на обучение, чтобы добиться большего. Потому что я видела своими глазами, как живут люди, в чем они нуждаются и как можно построить целый корпус, в котором бездомные дети могут ночевать, а днем учиться, собрав пожертвования и выстроив правильную работу с учреждением благодаря тому, что знаешь сам.

x_fb9aeab6.jpg

 

Возвращаясь к проекту врача-инфекциониста, часто слышу еще один аргумент, мол, девочка отучилась в нашем государственном университете, получила образование, пусть теперь знания применяет здесь. Тут мне тоже сложно согласиться, лично знаю, несколько примеров врачей, которые в силу разных обстоятельств занимаются какими угодно делами, только не тем, чему учились и они почему-то такой критике редко подвергаются.

Радует, что деньги все-таки собрали, значит, люди поддерживают идею и таких людей немало. Повторюсь, учить жизни никого не хочется, просто давайте будем меньше осуждать и больше поддерживать друг друга. Мы не всегда решаем, где окажемся в жизни, что переживем, что не оставит нас равнодушными и в какой точке земного шара это произойдет.

Добавить комментарий

